Надежность
Производство в РФ
+7 (351) 777-06-53
ждем вашего звонка
Сделать заявку

Царь-колокол московского кремля

ОКБ Козырев > Техническая библиотека > Царь-колокол московского кремля

Царь-колокол московского кремля

Кто не восторгался величием и красотой огромного колокола (рис. 1), который и поныне стоит в московском Кремле? Его по праву назвали Царь-колоколом: это самый крупный из колоколов, когда-либо существовавших в мире. Интересна его история и «родословная». До него сана «Царь-колокол» были удостоены или имели на это право несколько колоколов. Первым получил такое звание колокол весом в 1000 пудов, отлитый в первой половине XVI в. Во времена Бориса Годунова был изготовлен второй колоссальный колокол весом около 2000 пудов. Для приведения его в действие приставляли 24 человека. На верху звонницы ставили несколько человек, которые подталкивали язык. Годуновский Колокол являлся «прадедом» нынешнего Царь-колокола. В него звонили по большим праздникам и при приезде иностранных послов. Во время одного из московских пожаров Колокол упал и разбился.

Московский Царь-колокол

Рис.1. Московский Царь-колокол

Из разбитого Годуновского колокола мастером Даниловым был отлит в 1654 г. новый большой Алексеевский колокол весом 8000 пудов. Этот колокол был «дедушкой» кремлевского Царь-колокола. Но даниловскому гиганту-колоколу не довелось долго жить. На радостях, что отливка получилась удачной, царь приказал бить во все колокола. Зазвонил и большой колокол, покрыв своим звоном все остальные московские колокола. Когда же начали в него звонить с большой силой, он разбился.

Лом «дедушки» Царь-колокола послужил материалом для нового колокола весом 9000 с лишним пудов (по другим данным — 10000 и даже 12000 пудов), созданным в 1655 г. литейщиком А. Григорьевым. На звонницу Кремля его подняли в 1668 г. Подъем на большую высоту такой громадины был чрезвычайно трудной инженерной задачей, с которой русские мастера справились блестяще, найдя оригинальное решение: сруб звонницы наращивали вместе с постепенным подъемом колокола. Этот ближайший «предок» Царь-колокола царского звания почему-то не получил, хотя и был знатней своих предшественников. Но и «отцу» Царь-колокола не повезло, он прослужил всего 46 лет и был разбит в 1701 г. при очередном пожаре.

Царь-колокол перенял от своего «предка» не только состав металла, не только богатырские размеры (по весу Царь-колокол и его «предок» мало чем уступали друг другу), но и свою форму и украшения. Профессор Н. Н. Рубцов полагает, что украшения Царь-колокола были скопированы с алексеевского колокола-гиганта: те же барельефы царя и царицы (рис. 2), те же религиозные мотивы.

Изображение царицы Анны Иоановны на Царь-колоколе

Рис.2. Изображение царицы Анны Иоановны на Царь-колоколе

Царь-колокол был отлит по чертежам и моделям знаменитого русского литейщика Ивана Федоровича Моторина. Для вырезывания и изготовления моделей икон, украшении, надписей и барельефов царя Алексея и царицы Анны были приглашены из Петербурга «пъедестального дела мастера» — три Петра (Галкин, Кохтев, Серебряков) и Василий Кобелев, ранее обучавшиеся в Италии, а также формовального дела мастер Петр Луковников.

Подготовительные работы и сам технологический процесс изготовления формы колокола требовал и хорошей организации и большой оперативности. Иван Моторин показал себя не только талантливым литейщиком-художником, но и отличным организатором, хотя ему приходилось трудиться над созданием такого уникального произведения в невероятно тяжелых условиях. Уже было сказано о нищенском существовании И. Моторина; еще в большей нужде находились его помощники. Кроме того, выдающийся мастер был по рукам и ногам связан в своей даже чисто профессиональной деятельности: почти на каждую операцию литья он должен был испрашивать разрешения самого сената из Петербурга. Так, 29 января 1734 г. И. Моторин попросил разрешения снять верх формы, просушить ее и стержень в течение месяца и сразу же залить, чтобы форма не отсырела. Но дело без конца затягивалось, работы выполнялись с большими перебоями, что не могло не привести к несчастью. Печи были затоплены не в феврале или марте, как просил мастер, а лишь 26 ноября 1734 г. Загружены были металлом четыре большие печи, но 28 ноября произошла авария: в двух печах поднялись поды и медь ушла вниз. Чтобы не сорвать заливки, И. Моторин решил догрузить остальные две печи и в них выплавить нужное количество металла (около 14000 пудов). Для этого пришлось подвезти еще 600 старых колоколов и поспешно загрузить их в эти печи. В распоряжении у мастера было недостаточное количество олова: вместо 700 пудов его из Пушечного двора доставили лишь 400 пудов. Пришлось недостающее олово поспешно закупать в торговых рядах. И это в то время, когда медь уже плавилась в печах! При такой затяжке плавки и спешке в работе беда не могла не случиться вновь. И она случилась: «против 29 числа пополуночи в 7-м часу… потекла медь» из одной печи. О заливке формы нечего было и думать. Металл заливать в форму было нельзя, так как бронза не была еще готова.

И. Моторин принимает решение: металл из печей выпустить, слить в две аварийные печи, а основные печи капитально отремонтировать. Пока эта работа будет выполнена и металл вновь выплавится, решено было кожух формы разобрать, форму подсушить и вновь подготовить под заливку. Но аварийные печи, сделанные наспех, были непросушены, и когда в них стали заливать металл, то он сильно «прыскал». Видно эти «прыски» расплавленной бронзы были очень сильными, так как сам И. Моторин рассказывал, что за дымом ничего нельзя было рассмотреть. Они, наверное, и послужили причиной того, что совершенно сгорела подъемная машина.

В такой неудаче нельзя винить великого мастера литья, он делал все, что мог. В суматохе, при каскаде аварий, он не потерял присутствия духа, все его решения были технически обоснованными и правильными. Но своего детища, которому он отдал столько энергии, умения и труда, И. Моторин так и не увидел — вскоре после аварии он умер.

Литье самого крупного колокола в мире завершил по поручению И. Моторина его сын и помощник Михаил. 23 ноября 1735 г., то есть ровно через год, все подготовительные работы были закончены (печи отремонтированы, форма просушена и вновь собрана) и печи затоплены. Заливка Царь-колокола была произведена 25 ноября 1735 г. Она прошла весьма успешно. Этот день и считается датой рождения наиболее выдающейся отливки — шедевра русского литейного искусства. После удаления литников и обрубки вес Царь-колокола составил свыше 12000 пудов (205 т). Колокол из литейной ямы не вынимали, а над ним устроили деревянное сооружение. Во время пожара строение загорелось, колокол раскалился и, когда его начали поливать водой, треснул — откололся кусок весом 11,5 т. После этого его уже не стали вынимать из литейной ямы. Там он пролежал целое столетие. Подняли его под руководством Монферрана (создателя Исаакиевского собора) лишь в 1836 г. и установили на постаменте около колокольни «Иван Великий» в Кремле. Было много предложений о сварке колокола, но ни одно из них не было принято.

Использованная литература:
1. Петриченко А.М. Книга о литье. Киев: «Техника», 1972, 284 с.